ВИДЫ ПОДЪЕМНИКОВ:

Позаимствовано отсюда:

  Канатные дороги в горнолыжных комплексах делят­ся на воздушные и наземные. У каждого из этих видов транспорта есть свои достоинства и недостатки.

К воздушным канатным дорогам относятся: кабинные, гондольные и кресельные.

       Кабинные дороги маятникового типа. Эти дороги со встречным движением пары кабин установлены всего в двух горнолыжных районах: в Приэльбрусье и Домбае. Вагоны, вместимостью по 30 — 40 человек, двигаются навстречу друг другу, подвешенные на мощный несущий канат, влекомый тяговым канатом.

       Маятниковые дороги очень дороги, сложны в эксплу­атации, производительность их невелика, поэтому возле них выстраиваются большие очереди. Для таких дорог необходимы большие посадочные нижние и верхние стан­ции с мощными механизмами, прочными промежуточны­ми пролетами. Чтобы повысить пропускную способность маятниковых дорог, в современных конструкциях исполь­зуют вагоны вместимостью до 160 человек, увеличивают скорость движения до 10 м/с и выше. Несмотря на доро­говизну, использование маятниковых дорог в ряде слу­чаев необходимо: они меньше зависят от рельефа местно­сти, быстро перевозят на большие расстояния. К неудоб­ству этого типа дорог относятся необходимость снимать лыжи при пользовании ею, а также значительные пере­ходы по лестницам и коридорам станций. Зато в каби­нах пассажиры защищены от мороза и ветра.

       Гондольные дороги. Оборудованные кабинами на два — четыре человека и более, эти дороги, так же как и кресель­ные, относятся к одноканатным кольцевым дорогам непре­рывного движения. Современные гондольные дороги имеют высокую производительность благодаря высокой скорости, которая на станциях посадки и высадки замедляется. Гондольная канатная дорога имеется на Сахалине.

       Кресельные дороги. Они нашли наибольшее распрост­ранение как более простые в эксплуатации и дешевые по сравнению с маятниковыми. Их используют как зимой, так и летом, что способствует повышению их рентабельности. Скорость движения дороги зимой 2,5 — 3 м/с (летом она несколько уменьшается). Посадка и высадка производят­ся обычно на лыжах. Так удобнее, к тому же сокращает­ся время на ненужные переодевания. На посадочной и вер­хней станциях сооружают специальные настилы из дере­ва или пластических материалов, для того чтобы облег­чить перемещения лыжников и не портить лыжи. Работники подъемников следят за тем, чтобы на местах посадки и высадки всегда было достаточно снега.

       Согласно техническим требованиям высота кресел над склоном не должна превышать 8 м. Как исключение, на сильно пересеченном рельефе высота может достигать 15 м. Однако общая длина таких участков не должна быть более 10 процентов общей протяженности подъемника. Таким образом, проектирование кресельной канатной дороги сильнее привязано к рельефу, нежели выбор на­правления для маятниковой дороги.

       В холодную ветреную погоду подъем в кресле может быть не очень приятным. Но в хорошую, ясную погоду это доставляет много удовольствия — можно любоваться окрестными пейзажами или спокойно отдыхать, загорая. Длина кресельных подъемников обычно от 1 до 2,5 км.

       В Холдоми установлена не самае современнае модель кресельного подъемника производства австрийской фир­мы "Допельмайер". Скорость их движения 7 м/с. Посадка лыжников идет на малой скорости (до 2 м/с) в результате перевода кресел на мед­ленное качение по обводному рельсу вокруг шкива ниж­ней станции. Автоматика предусматривает включение ка­литки для пропуска из очереди пассажиров, аварийную остановку механизмов и т. п. Кресла-лавки рассчитаны на двух пассажиров.

      Наземные или буксировочные подъемники (лыжебуксиры). Являются простейшим видом пассажирских канат­ных дорог, наиболее распространенным средством подъе­ма горнолыжников. При пользовании ими горнолыжник скользит по снежной поверхности. Обычно имеют длину от 200 до 1000 м.

       Кольцевой тяговый несущий трос приводится в движе­ние с помощью электромотора. Внизу лыжники с помо­щью постоянно закрепленных на тросе буксировочных устройств (на маршрутах от 500 м и более) или индиви­дуальных съемных бугелей (для подъема на 200 — 300 м) прицепляются к восходящей части троса. Сооружение лыжебуксира с индивидуальными прицепными устрой­ствами — довольно несложное дело. Таких подъемников, установленных энтузиастами, насчитывается уже более тысячи. Короткие буксировочные подъемники со съемными прицепными устройствами называют малыми, или корот­кими, лыжебуксирами.

ПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДЪЕМНИКАМИ:

Позаимствовано отсюда:

Подъемники бывают вагонные, капсюльные, кресельные, буксировочные (бугельные). Два первых типа - подвешенные на тросе кабины различных размеров. Если у вас возникли с ними проблемы - скажите алкоголю и наркотикам "нет".

Ненамного сложнее кресельный подъемник, где самое трудное - подход и отход. Как правило, посадка в кресло вызывает меньше проблем, чем высадка. Здесь и пригодится "самокатное" катание с задней отстегнутой ногой. При посадке учтите, что слезая с кресла, нужно будет откатиться в сторону. Гуфи проще уходить влево, регулярам - вправо.

Самую большую проблему у начинающих сноубордистов вызывают бугельные подъемники, так называемые "швабры" и "тарелки" (есть еще трос с крючком, который нужно цеплять вручную, но здесь нет теории - только практика). При пользовании бугелем приходится долгое время подниматься на плоской доске, что достаточно тяжело и неприятно. К тому же, из-за того, что лыжников на склоне (и, соответственно, на подъемнике) больше, подниматься приходится по двум лыжным колеям, которые не всегда проходят так, как вам хочется. Лыжник легко объедет торчащий пенек или глыбу льда, пропустив ее между лыж, или сместившись далеко в сторону, на доске же совершать подобные маневры невозможно, поэтому даже опытные сноубордисты, бывает, не доезжают до верха подъема. Впрочем, если за подъемной дорожкой следят, а это все чаще встречается и в нашей стране, бугель не вызывает особых проблем.

Учиться пользоваться бугельным подъемником лучше в "лягушатниках" - там и склон положе, и скорость поменьше.

Отстегнув заднюю ногу, подойдите к месту посадки, которое, в идеале, должно быть ровным и не иметь уклона. Установите доску носом по ходу движения, заднюю ногу поставьте перед задним креплением на специальную резиновую подставку, следя за тем, чтобы носок или пятка ботинка не выступали за край доски, разверните корпус вполоборота назад и ждите приближающуюся "швабру" или "тарелку". Когда она окажется на расстоянии вытянутой руки, хватайте ее и запихивайте под переднюю ногу. Гуфи это проще делать левой рукой, регулярам - правой. Дождитесь рывка, стараясь смягчить его рукой и смещением корпуса вперед. После этого перенесите вес на переднюю ногу и попробуйте расслабиться и получить удовольствие.

При движении на бугеле, почти весь ваш вес должен приходиться на переднюю ногу. Как только вы попытаетесь нагрузить заднюю ногу, доска развернется хвостом вперед и, зацепив снег передним кантом, остановится. Ваша "тарелка", тем временем, уедет дальше, оставив вас валяться на снегу.

Наибольшие проблемы при подъеме на бугеле вызывает непопадание доски в лыжную колею, если та явно выражена, объезд препятствий, движение по выпуклым участкам (мостикам). Все это происходит потому, что при плоском ведении доски, управлять ею практически невозможно, и вас будет болтать из стороны в сторону, вслед за доской, повторяющей все изгибы рельефа. Существенно облегчить себе участь можно, если подниматься на "швабре" не в одиночку, а кем-либо еще. Это может быть ваш собрат - сноубордист, а еще лучше, если это будет лыжник или лыжница - кому как повезет. Есть такая тонкость: если на "швабре" одновременно поднимаются два человека, рывок получается сильнее, поэтому в этот момент придерживайтесь за талию соседа. Только учтите, что пока вы не набрались опыта, ваша доска может невзначай наехать на его лыжи или доску, так что лучше выбирать в напарники кого-то знакомого... Двум сноубордистам легче подниматься, если один из них гуфи (едет справа), а второй - регуляр (слева).

Проще всего подниматься на "тарелках" с изогнутой ручкой. Прямая ручка все время разворачивает вас, так как из-под ваших ног выходит не прямо вперед, а под углом. Чем меньше угол установки креплений, тем тяжелее подниматься на "тарелке" с прямой ручкой.

Если во время подъема вы потеряли равновесие, восстановить его можно с помощью свободной задней ноги (опять "самокат"!), но учтите, что самый медленный подъемник движется со скоростью, которую вы можете развить только бегом, поэтому, поставив заднюю ногу на снег, вам придется потом приложить немало усилий, чтобы вернуть ее на доску.

Если вы упали на подъеме, как можно быстрее отползайте в сторону, не пытаясь встать. Вставать будете в стороне, спокойно, не торопясь и не волнуясь, что кто-то на вас наедет.

Доехав до верха, подтяните себя вперед за ручку "швабры" или "тарелки" рукой и слезьте с подъемника. Сразу же отойдите в сторону, чтобы не мешать тем, кто поднимается после вас. Обратите внимание: в отличие от кресельного подъемника, на бугеле гуфи проще уходить вправо, регулярам - влево.

Подниматься на бугеле можно и с пристегнутой задней ногой, кому-то это даже кажется проще. Можно сэкономить массу времени на пристегивании креплений.